Дискриминация переселенцев с разрешения правительства?


Начиная с 19 февраля 2016 года ко мне от общественных организаций и инициатив, которые занимаются помощью переселенцам, начали поступать сообщения о массовых отменах справок о постановке на учет внутренне перемещенных лиц в «автоматическом режиме». Как утверждают активисты, с 18 февраля в управление труда и социальной защиты населения начали поступать списки переселенцев, составленные Службой безопасности Украины и Государственной пограничной службой Украины, содержащих информацию о лицах, которые должны быть сняты с учета внутренне перемещенных лиц из-за того, что якобы проживают на временно неподконтрольной территории Украины. Наличие этих списков 19 февраля публично подтвердил министр социальной политики Украины Павел Розенко. Он заявил, что совместно с СБУ в течение трех последних месяцев министерство активно работает над «ликвидацией мошеннических схем, построенных вокруг выплат переселенцам». Худшие ожидания подтвердил и премьер-министр Украины, господин Арсений Яценюк в эфире телеканалов 21 февраля, сказав, что за последний месяц отменили выплаты почти 150 тысяч человек, которые по мнению главы правительства, является не настоящими переселенцами, а мошенниками». Кроме того, следует подчеркнуть, что ни один представитель Кабмина, включая премьер-министра, не явился на парламентские слушания по защите прав переселенцев и граждан Украины, проживающих на временно оккупированной территории, которые состоялись 17 февраля этого года. Вероятно они боялись встретиться с переселенцами и дать ответы на их прямые вопросы. Сообщение переселенцев дают основания говорить о сотнях тысяч граждан, которые безосновательно и без предупреждения исключаются из информационной базы ВПЛ и действие их справок «останавливается». Такие действия работников органов труда и социальной защиты населения прямо противоречат Конституции Украины и положениям Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц». Во-первых, в законодательстве Украины не существует и никогда не существовало процедуры «остановки» действия справок ВПЛ, а следовательно соответствующие действия управления труда и социальной защиты населения и распоряжение или поручение Минсоцполитики являются противозаконными. Во-вторых, исключительный перечень оснований, в связи с которыми может быть отменена справка, приведенный в части первой статьи 12 Закона. Там же указана и соответствующая процедура отмены, которая не предусматривает вмешательства в работу органов социальной защиты населения Службы безопасности Украины. Кроме этого, представители правительства в публичных выступлениях умалчивают о двух очень важных моментах. Законодательством Украины еще полтора года назад было установлено требование к уравительству разработать и внедрить единую информационную базу данных внутренне перемещенных лиц. Эта база сделала бы невозможным то, против чего так борется Кабинет Министров — нецелевого расходования государственных средств и наличие мошеннических схем получения государственной денежной помощи, которая предназначена исключительно внутренне перемещенным лицам. Уже почти полтора года запуска базы требует общественность и об этом неоднократно говорили международные организации, которые оказывают помощь Украине. Однако такой базы нет и по настоящее время. Вместо этого уже почти два года существует имитация реестра переселенцев, который существует без утвержденного компетентным органом положением о нем. То есть уже почти два года подряд Кабинет Министров, зная требования общества и международных организаций, тратит бюджетные средства, как он утверждает, для финансирования мошеннических схем. Однако вместо внедрения прозрачного, эффективного, современного механизма учета внутренне перемещенных лиц и их потребностей, было решено применить старые режимно-советские методы решения проблемы — три месяца, по словам министра социальной политики, Служба безопасности составляла списки переселенцев, которые подозреваются в том, что они воспользовались своим конституционным правом на свободу передвижения в пределах страны. И второе, все прекрасно знают, что согласно постановлению Правительства от 5 ноября 2014 № 637 «Об осуществлении социальных выплат лицам, которые перемещаются с временно оккупированной территории Украины и районов проведения антитеррористической операции» абсолютно все виды государственной социальной помощи и пенсии выплачиваются переселенцам только при наличии у них действующей справки о постановлении на учет ВПЛ. Следовательно, массовые «остановления» справок приведут к остановке выплат пенсий пенсионерам, помощи одиноким матерям, людям с инвалидностью. А для этих людей такие, хоть и мизерные выплаты, является едва ли не единственным источником доходов. Можно только представить состояние человека с инвалидностью или одинокой матери с маленьким ребенком на руках, которых в очередной раз из-за неспособности государственных менеджеров эффективно управлять государством, заставили выстаивать часами в очередях районных управлений социальной защиты населения для возобновления безосновательно отмененной справки ВПЛ, а затем для возобновления безосновательно приостановленных социальных выплат. Уже сейчас премьер-министр сказал о 150 тысячах отмененных вне процедуры справок. А какую цифру мы получим завтра? Количество пенсионеров-переселенцев окажется без средств к существованию в ближайшее время? Подобные действия правительства является грубым нарушением статьи 46 Конституции Украины, которая гарантирует гражданам Украины право на социальную защиту. Поэтому Министерство социальной политики Украины фактически от имени государства Украина отказывается от обязательств перед гражданами своей страны, является преступлением против украинского народа. За каждым таким решением стоят сотни тысяч украинских семей, которые теряют веру в новую Украину и веру в то, что они нужны своей стране. Я прошу правительство Украины: 1. Немедленно прекратить практику отмены действия справок внутренне перемещенных лиц на основании данных, предоставленных Службой безопасности Украины и других субъектов властных полномочий, не предусмотренных Законом Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц»; 2. Создать единую информационную базу данных о внутренне перемещенных лиц и утвердить Положение о нем; 3. Установить прозрачные, четкие правила подтверждения информации, которая дает разумные основания полагать, что внутренне перемещенное лицо вернулась к заброшенному месту постоянного проживания или выехал на постоянное место жительства за границу, в соответствии с Законом Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц». Григорий Немыря, председатель комитета Верховной Рады Украины по правам человека, заместитель председателя партии «Батькивщина»