В парламенте зарегистрируют законопроект, который не будет дискриминировать на выборах переселенцев и трудовых мигрантов


В ближайшее время в Верховной Раде зарегистрируют законопроект «Об обеспечении доступа к избирательным правам внутренне перемещенным лицам и другим мобильным внутри страны гражданам». Об этом 17 марта на пресс-конференции в Киеве сообщили представители Коалиции общественных организаций, которые разрабатывали документ. Они напоминают, что около 4% электората Украины являются переселенцами. Они до сих пор не могут полноценно реализовать свои политические права и голосовать на выборах. Таким образом государство нарушает принцип недискриминации относительно равенства прав, свобод, возможностей и замедляет процесс интеграции переселенцев в новые общины, в которые они переехали. По словам председателя Благотворительного фонда «Восток SOS» Александры Дворецкой, переселенцы чувствуют себя исключенными из предвыборного процесса. «Многие люди обращаются к нам с вопросом, почему такая несправедливость… Особенно мы видим это по людям, которые посещают курсы бизнесменов в Доме свободных людей. Они понимают, что перевели сюда бизнес, открыли свое дело и уплачивают налоги в местный бюджет. Но почему-то до сих пор они не могут контролировать через своих избранников, каким образом будет использоваться бюджет», – цитирует Александру Дворецкую корреспондент Центра информации о правах человека. «Органы местного самоуправления должны быть аполитичны и заниматься вопросом ежедневного жизнеобеспечения и обслуживания членов территориальной общины, какими сегодня де-юре и де-факто являются переселенцы и трудовые мигранты (украинцы, которые прописаны в одной местности, а работают и живут в другой, – ред.). Налоги, в том числе и те, которые уплачиваются за счет официальных трудовых соглашений или коммерческой деятельности самозанятых людей, идут в местный бюджет», – объясняет председатель Общественной сети «ОПОРА» Ольга Айвазовская. По ее словам, во многих странах мира, в том числе ЕС, на местных выборах дают право голоса даже иностранцам. «Но они не могут голосовать на парламентских или президентских выборах. Местное самоуправление – это самый низкий уровень управления. Оно касается не политических вопросов, а эффективности обеспечения потребностей де-факто членов территориальной громады в их ежедневной жизни. Мой призыв прост: меньше политики – больше прав человека», – отмечает Ольга Айвазовская. По словам председателя Общественного холдинга «Группа влияния» Татьяны Дурневой, хотя в ближайшей перспективе не будет всеукраинских выборов, но выборы проходят в объединенных общинах. «В декабре были выборы в общинах, где очень много переселенцев. Это общины Донецкой, Луганской, Запорожской областей. Они точно уже должны влиять на принятие решений на местном уровне», – говорит она. Чтобы проголосовать, переселенцы не готовы изменить свою регистрацию в паспорте. По словам Татьяны Дурневой, они боятся вероятности потери имущества на оккупированных территориях, рисков при пересечении линии соприкосновения или админграницы с Крымом. Кроме того, у переселенцев есть ментальная связь с оккупированным населенным пунктом. Об этом сами они рассказали в конце прошлого года на фокус-группах в Луцке, Виннице, Мариуполе, Старобельске, Днепре, Запорожье, Одессе, Харькове, Херсоне и Львове. Также общая проблема у переселенцев и трудовых мигрантов – сложность с покупкой нового жилья. Ольга Айвазовская убеждена, что переселенцы – огромный капитал для реинтеграции и преодоления последствий вооруженного конфликта по сценарию Украины. «Люди, которые будут убеждены, что Украина на их стороне, понимает их боли и проблемы, будут дома отстаивать интересы Украины», – говорит она. «Тезис о том, что вы верните территориальную общину и там будете выбирать местную власть, является абсурдным. Связь потеряна, а возможности получить местную регистрацию нет. Я не человек, голос которого можно купить. У меня хорошая материальная база, но тем не менее за 11 лет проживания в Киеве я не смогла приобрести себе жилье и получить официальную регистрацию», – добавляет Ольга Айвазовская. Она убеждена, что незаконные вооруженные формирования провоцируют дискурс об антиконституционном цензе оседлости, что давало бы право голоса. Таким образом они надеются использовать его на предстоящих выборах в отдельных районах Донетчины и Луганщины. «В международных декларациях и резолюциях нет разницы между местным населением, которое 3–5 поколений проживало в территориальной общине, и теми прибывшими, которые живут три года во время вооруженного конфликта», – объясняет она. ЧТО МЕНЯЕТСЯ В случае принятия законопроекта, в Украине можно будет изменить свой избирательный адрес один раз в год. Для этого нужно будет подать заявление в орган ведения Государственного реестра избирателей. «В Украине полноценно и качественно действует Государственный реестр избирателей. У нас нет случаев дублирования избирателей в разных списках. Мы предлагаем внести изменения в закон «О государственном реестре избирателей». Согласно действующей редакции этого закона, каждый избиратель имеет избирательный адрес и он является основанием, чтобы гражданина внести в список избирателей на избирательном участке», – объясняет аналитик Гражданской сети ОПОРА Александр Клюжев. По его словам, в 2010 году изменения в законодательство сделали невозможным изменение избирательного адреса не на основании места жительства избирателя. На тот момент многие эксперты указывали, что решение о сужении оснований для определения избирательного адреса – это сужение конституционных прав и свобод граждан. Законопроект экспертов должен исправить эту ошибку. В документе приводятся основания, которые дадут возможность изменить избирательный адрес: справка о постановке на учет внутренне перемещенного лица, договор аренды жилья, документы о праве собственности, брак или родственные отношения с гражданином, который имеет место регистрации по адресу, который избиратель просит признать своим новым избирательным адресом. Кроме того, предприниматели также смогут изменить свой избирательный адрес, если будут иметь документ, удостоверяющий предпринимательскую деятельность. Александр Клюжев отмечает, что дискуссия об изменении адрес была интенсивной. «Возможно, между первым и вторым чтением перечень оснований для изменения избирательного адреса будет расширен», – предполагает он. Предохранителей для злоупотреблений в законопроекте достаточно, убеждена Ольга Айвазовская. «Человек не сможет менять 12 раз избирательный адрес. Только один раз в год. Также нельзя изменить избирательный адрес после того, как уже зарегистрированы кандидаты, субъекты избирательного процесса. Ранее или в течение пяти дней после объявления старта избирательного процесса вы можете изменить адрес. Так же вы не сможете голосовать на первом туре в одной общине, а в другом – другой», – объясняет она и добавляет, что никогда по всей Украине более 200 граждан не обращались в Госреестр по этой процедуре. К разработке законопроекта, который прекратит дискриминацию переселенцев и трудовых мигрантов, присоединились Гражданская сеть «ОПОРА», Общественный холдинг «Группа влияния», Международный фонд избирательных систем (IFES) и народные депутаты. Также к написанию документа присоединились общественные организации «Донбасс SOS», Людмила Янкина из Центра информации о правах человека, «Крым SOS», Благотворительный Фонд «Право на защиту» и «Восток-COC». Кроме того, законопроект обсуждала межведомственная рабочая группа по совершенствованию законодательства в сфере прав человека внутренне перемещенных лиц при МинТОТ (включая представителей Агентства ООН по делам беженцев и Совета Европы)».